Довести до сделки: как фармбизнесу привлечь инвестора

30 мая, 2019 16:25

Как фармбизнесу подготовиться к инвестиционной сделке, какие документы подготовить и сколько времени это может занять, рассказал Александр Лобаков, управляющий партнер инвестиционной компании Novus Capital

Фармацевтический бизнес сохраняет рентабельность даже в кризис. Люди хотят быть здоровыми и нуждаются в лекарствах вне зависимости от экономической ситуации в стране и в мире, кризисных явлений, санкций и других обстоятельств. Поскольку спрос на лекарственные препараты стабилен, инвестировать в фармацевтические проекты всегда выгодно.

Кроме того, в рамках импортозамещения государство старается создать благоприятные условия для локализации фармацевтических производств в России. Это делает доступ к участию в госзаказе проще, что благоприятно сказывается на инвестиционной привлекательности фармпроектов.

Чтобы заинтересовать потенциального инвестора, нужно соблюсти несколько базовых принципов. Первый из них — наличие качественного и внятного бизнес-плана.

Нужно четко обозначить точки роста компании, просчитать их экономический эффект, подготовить детальный прогноз финансовой отчетности на три-пять лет вперед. В бизнес-плане должны быть подробно описаны рынки сбыта продукции, за счет чего и каким образом они будут расти и расширяться. Документ должен содержать расчет целевой аудитории потребителей препарата и данные о том, какую долю рынка он займет в перспективе срока окупаемости инвестиций.

Второй базовый принцип — это подготовка компании к сделке. Необходимо провести предпродажный аудит бизнеса. Для этого лучше нанять профессиональных консультантов или усилить управленческую команду, которые помогут обнаружить и устранить проблемы с регуляторными документами, финансовой отчетностью, правами интеллектуальной собственности и в организационной структуре предприятия.

Как подготовить компанию к сделке

1. Собрать полный пакет документов для регистрации препарата. Прежде чем искать инвестора для своего фармпроекта, важно критически оценить регистрационное лекарственное досье и честно ответить себе на вопрос: «Можно ли с таким досье зарегистрировать продукт сегодня?» Если есть хоть малейшие сомнения, нужно доработать фармацевтическую документацию, довести ее до совершенства. Ведь в дальнейшем от нее будет зависеть возможность реализации лекарства и выход на новые рынки.

Будьте готовы, что подготовка лекарственного досье может затянуться на годы. Сам процесс сделки может занять год-полтора.

2. Получить российский вариант GMP-сертификата для производственной площадки. GMP-сертификат — официальный документ, указывающий на то, что производственный процесс конкретного предприятия соответствует всем требованиям одноименного международного стандарта. Лекарства, изготовленные на производстве, не соответствующем нормам российского GMP, не смогут обращаться на российском рынке. Российские сертификаты GMP действительны в течение трех лет, после чего их необходимо переоформлять.

3. Подготовить финансовую отчетность. Потенциальный инвестор должен убедиться в прозрачности финансовой истории компании, обоснованности всех цифр, чистоте операций, наличии первичной бухгалтерской документации для подтверждения отчетности в случае необходимости. В процессе подготовки к сделке важно быть готовым оперативно предоставлять любые аналитические справки.

4. Спланировать структуру сделки. Важно определить все объекты сделки, решить, какие лица будут выступать продавцами и объектами, в которые будет привлекаться капитал.

5. Систематизировать информацию о правах интеллектуальной собственности. В рамках подготовки активов к будущей сделке необходимо определить все объекты интеллектуальной собственности, а именно: патенты, торговые знаки, промышленные образцы. В будущем, в случае возникновения арбитражных споров о наименовании препарата, его рецептуре и т.п., это может защитить интересы инвестора.

Одна из тенденций последнего времени заключается в том, что при привлечении иностранных инвесторов все больше сделок заключается в России и в соответствии с российским законодательством. Это упрощает процедуру согласования: во-первых, переговоры ведутся на русском языке, а во-вторых, сделку сопровождают российские юристы. Это делает процесс более оперативным. К тому же в случае возникновения конфликтных ситуаций защита интересов и исполнение прав обеих сторон проходят в рамках российской юрисдикции.

6. Определить круг интересантов. Успешность реализации любого проекта по привлечению инвестора во многом зависит от количества интересантов: чем их больше, тем выше вероятность получить хорошую оценку и условия сделки для соискателя. Но в то же время очень важно правильно определить свою целевую аудиторию. Так, например, в условиях экономических санкций количество крупных инвесторов из США и Англии, готовых инвестировать в Россию, существенно снизилось. На первый план вышли европейские и российские компании. Менеджмент этих компаний нацелен на наращивание доли рынка и отвоевывание позиций у большой фармы. То есть они заинтересованы инвестировать в новые фармацевтические продукты, стартапы, которые впоследствии могут составить конкуренцию лидерам фармацевтического рынка. Соответственно, в 2019 году перспективно ориентироваться на инвесторов из России и Европы и именно с ними стараться выстроить эффективную коммуникацию.

 

Подробнее на РБК:

https://pro.rbc.ru/news/5cc1b7cd9a794753869e5d71